суббота, 30 октября 2010 г.

ЛЕЧЕНИЕ ОТРАВЛЕНИЯ ЗМЕИНЫМИ ЯДАМИ

Лечение отравления змеиным ядом слагается из следующих этапов:
1) немедленное воспрепятствование распространению яда от места укуса по всему телу;
2) по возможности удаление яда или его нейтрализация в месте укуса;
3) нейтрализование проникшего в общий круг кровообращения яда специфическими противозмеиными сыворотками;

4) симптоматическое лечение отравления и его последствий.
Ввиду быстроты действия змеиных ядов первые три мероприятия необходимо применять тотчас, или возможно скорее, после укушения.
Накладывание лигатуры. Змеиному яду препятствуют распространяться далее от места укуса наложением лигатуры выше места укуса, если пораженной является рука или нога.
В условиях постановки опытов на животных яд успевает проникнуть в общий круг кровообращения через 20 — 30 минут после внутримышечного впрыскивания или очень быстро при внутривенном введении. Так как яд обладает избирательным действием на жизненные центры организма, то это обстоятельство властно диктует необходимость энергичной и скорой помощи.
Наложение лигатуры особенно важно при укушении различными гадюками (гюрза, зфа, степная гадюками др.). Так как яд гадюк богат фибрин-ферментом и тромбазой, то при временном прекращении венозного и поверхностного артериального кровообращения в связи с наложением лигатуры образуются тромбы, значительно уменьшающие всасывание яда в общий круг кровообращения.
Яд кобры не обладает таким действием, поэтому лигатура оказывает задерживающее влияние лишь в течение времени своего действия.
Лигатуру накладывают выше места укуса. Для этой дели конечность туго перетягивают эластичным жгутом — резиновой трубкой, жгутом марли, эластичным бинтом, носовым платком, полотенцем, шнуром пояса, не очень толстой и не- очень тонкой веревкой и др. Лигатуру из нерезинового материала закручивают какой-либо палочкой (ручкой, карандашом, а также пинцетом и др.), вдетой в петлю лигатуры. Затягивание или закручивание лигатуры доводят до остановки венозного кровообращения.
Обычно указывается срок действия лигатуры в 20—30 минут. Во всяком случае оставлять лигатуру более часа нельзя. Само по себе прекращение венозного и поверхностного кровообращения вызывает болезненные ощущения в перетянутой конечности, а продолжительное кислородное голодание тканей может повести к их последующему омертвению.
Если укушена дистальная часть конечности, то рекомендуется через 10—15 минут после наложения лигатуры перенести ее ближе к основанию конечности.
Во всяком случае применение лигатуры является первым и весьма важным приемом помощи при отравлении змеиным ядом.
Надрезы и высасывание яда. После наложения лигатуры производят в месте укуса продольный разрез, длиною около 2 см, глубиной в 5—8 мм, без затрагивания нервов и кровеносных стволов.
Истечению крови (и вместе с ней и яда) способствуют выжиманием окружности раны или отсасыванием крови ртом.
Отсасывание можно делать лишь при целости слизистой оболочки рта (отсутствие кровотечения от каких-либо причин). Отсасываемую кровь надо часто сплевывать и не проглатывать.
Если это технически возможно, лучше применять кровососные'банки.
Прижигание. Раньше рекомендовалось прижигание места-укуса раскаленным железным стержневидным предметом. Но эта героическая мера мало результативна: прижигаются лишь поверхностные ткани, что не препятствует продолжению всасывания яда из толщи'пораженных тканей. Поэтому предпочтительнее производить прижигание различными химическими веществами, например кристаллическим фенолом, ляписом, кристаллами двухромокислого калия и др.
Ампутация укушенной части, в частности пальца, может в известных случаях спасти жизнь, если нет никакой возможности получить скорую медицинскую помощь.
Польза ампутации сомнительна при укусе кобры, так как ее яд уже минут через десять поступает в круговорот крови.
Ампутация не нужна при укушении ядовитых змей, дающих малый процент смертности.
Речь может птти лишь о действии укушенного ядовитой змеей над самим собой.
И е й т р а л и з а ц и я или ф и к с и р о в а н и е я д а па месте укуса производится на врачебном пункте обкалыванием места укуса или раны, впрыскивая 10—20—30 а*я2-проц. свежеприготовленного раствора марганцовокислого калия, или такой же крепости растворов марганцовокислого цинка, хлористого кальция, гипосульфита или 10—20 см* 1—5-нроц. хлористого золота. Тотчас после укуса впрыскивают 10 см:\ а с запозданием—до 20—30 см.
Делают иа рану также примочки из свинцовой воды, уксуса, 2-проц. раствора соды.
Под кожу дополнительно впрыскивают 1 0,1-ироц. раствора адреналина с прибавлением новокаина (0,5 см* 1-проц. раствора) или 1 см: 5-проц. раствора мфедрпиа дли поддержания работы сердца и уровня кровяного давления и дыхания.
Обильное питье воды, чая, кофе для разбавления яда и
русле крови.
С и м п т о м а т и и е с к о е л с ч е и и о проводят обычно по доставлении больного в больницу или в госпиталь. Здесь вводят под кожу, внутривенно или ректально 500—1000 смл изотоннч-ного раствора хлористого натрия для той же цели и для уси-' ления диуреза.
В качестве симптоматических средств иод кожу ииъици-руют 1 см? 1-проц. пилокарпина в целях усиления выделения яда, 1—2 см? 10-проц. раствора камфоры, 1 см? 10-проц. раствора кофеина для возбуждения сердечной деятельности; внутривенно 10 см* 10-проц. раствора хлористого кальция повторно в качестве общего антитоксического средства.
Внутрь дают 70-проц. алкоголь по 100 г, нашатырный спирт (10 капель) для рефлекторного возбуждения центральной нервной системы.
Рекомендуются теплые ванны, грелки к конечностям, покой.
Искусственное дыхание. При отравлении ядом кобры применяют искусственное дыхание, если еще не наступил паралич дыхательного центра. Его делают все время, пока работает сердце. При недостаточности дыхания дают кислород или закись азота (веселящий газ).
При отравлении ядом гадюк (смерть от падения сердечной деятельности и от вторичных геморртгий) искусственное дыхание бесполезно.
При тяжелых отравлениях змеиным ядом, особенно при поздней доставке пострадавших в больницу, следует применить переливание крови.
Некоторым опытом в этом отношении делится В. Парменов (ст. Унеча, Белоруссия), за 10 лет наблюдавший 21 случай укуса гадюки. Все рано доставленные больные выздоровели без каких-либо осложнений в срок от 4 до 17 дней, даже когда змея укусила в лоб и в варикозный узел стопы. Для лечения применялись обычные мероприятия. При поздней доставке больных выздоровление затягивалось в 2—4 раза; болезнь тянулась до 2—4 месяцев, иногда с продолжительной нетрудоспособностью после укуса.
В четырех запущенных случаях, когда больные были приведены па третий день после укуса в безнадежном состоянии (полная прострация, непрерывная рвота, вялая реакция на свет зрачков, сильный отек укушенной конечности, пульс еле прощупывается), им производилось переливание крови. Разрезы пораженного места без анестезии были нечувствительны. Кровотечения из разрезов не было. Производилась венесекция и с трудом выпускалось 100 см* крови. Было влито 200 см6 свежецитрирси^ишой кропи группы 0. Уже па операционном столе определилось явное общее улучшение. Вольной выписывался и хорошем состоянии через l1/* месяца. В других случаях кровь вливалась в количестве 300 и даже 400 смА (в самом тяжелом случае); больные ожинала на глазах и через 20 дней выписывались в хорошем состоянии.
Метод заслуживает безусловного применения в случаях тяжелого отравления п отсутствия специфического антитоксического сывороточного лечения.
Против отравления от укусов ядовитых змей существует огромное количество народных средств. В одной Индии их насчитывают около 300. Экспериментальное изучение их, которое произвели Mhaskar u Cams, показало полную их бесполезность.
Другое дело — специфические средства против змеиных ядов в виде противозмеиных сывороток.
Приготовление их основано на возможности повышения сопротивляемости животных к смертельным дозам яда благодаря повторным впрыскиваниям все возрастающих доз яда, ослабленного нагреванием или прибавлением 0,5—1-проц. формалина, СНС13, H2S, С2Н4, 02 и др. Сыворотка крови вакцинированных таким образом животных в конце концов содержит в себе антитоксические вещества, способные вызвать пассивный иммунитет у свежих животных; эта же сыворотка служит специфическим лечебным средством при укушении ядовитой змеей.
Для приготовления противозмеиных сывороток берут лошадей; в шейную вену им впрыскивают постепенно возрастающие дозы, например, ослабленного нагреванием яда кобры, и в течение 16 месяцев делают их нечувствительными к однократному введению 2 г сухого яда, т. е. количества, в 80 раз превышающего обычную для лошади смертельную дозу (около 0,025 г). Через 12 дней после заключительного впрыскивания токсина у иммунизированной лошади в три приема берут кровь: в первый прием 8 л, через 5 дней еще 6 л и еще через 5 дней снова 6 л. Лошадь на три месяца оставляют в покое, давая ей усиленное питание. Затем ей снова вводят 2 г яда и через
1х/2 месяца еще столько же. Таким способом поддерживают антитоксическую силу сыворотки- почти на одном и том же уровне.
Впрыснутые в ушную вену кролика 2 см? сыворотки должны предохранить его от действия 1 мг яда, введенного через 5 минут в другое ухо. В обычных условиях кролик погибает через полчаса.
Сыворотка разливается асептически в стерильные флаконы по 10 CMZ и три дня подряд нагревается иа водяной бане до 58° С.
Сыворотка, приготовленная по описанному выше методу Кальметта, может храниться до двух лет. Ее можно высушить и остаток держать гораздо большее время в запаянных стеклянных трубочках. Перед употреблением 1 г сухого вещества растворяют в 10 сил3 воды.
Соответственно наличию в ядах, змеи двух основных начал — нейротоксина (яд кобры) и геморрагина (яды гадюк) и в активно иммунизируемом организме вырабатываются два специфические противотела: антинейротоксии и аптигсмор-рагин.
Так как по своему составу яды различных змей различны, то и антитоксическая сыворотка, выработанная против яда данного вида змей, не может иметь универсального применения и быть действительной при лечении укушения любой ядовитой змеей.
В связи с групповыми фармакологическими отличиями ядов змей (яды, богатые нейротоксином или геморрагином) наблюдают и групповое действие соответствующих антитоксических сывороток.
Противокобровая сыворотка содержит в себе исключительно антинейротоксии; она действительна также и против ядов близких к кобре ядовитых змей. Влияние ее на другие яды змей тем слабее, чем меньше в них содержится нейротоксина.
Сыворотки, выработанные против одного только сорта змеиного яда, называются моновалентными. Они менее практичны для применения в тех местах, где водится несколько видов ядовитых змей.
При укушении не всегда может быть установлен вид змеи; кроме того, под рукой может не оказаться потребного сорта сыворотки; промедление же в пользовании ею влечет за собой тяжелые последствия для пострадавшего. Поэтому стали готовить поливалентные сыворотки универсального характера против двух или трех сортов змеиных ядов, одновременно или последовательно иммунизируя ими одну и ту же лошадь.
При лечении отравления змеиным ядом необходимо возможно скорее впрыснуть под кожу пострадавшему 10—20 см соответствующей моновалентной или поливалентной сыворотки.
При отравлений ядом кобры впрыскивают внутривенно 80—100 см2, сыворотки в течение 20—30 минут. Если симптомы отравления нарастают, то дозу сыворотки увеличивают. При трудности внутривенного введения сыворотки, ее впрыскивают в разные места под кожу. Дозировки сывороток указываются для каждого их сорта на упаковке.
Противозмеиные сыворотки приготовляются в массовых количествах в различных частях света в тех странах, где опасность от ядовитых змей является обыденной.
В Европе в Пастеровском институте (Париж) готовились следующие сорта сывороток: моновалентные противогадюко-вые, противокобровая и другие сыворотки марок ER — против европейских змей (различных видов гадюк), AN — против африканских, ядовитых змей (Colubridae и Viperidae), АО — против ядовитых змей тропической Африки, С — против аспидов (вида рода Naja) Индии и Египта.
В Индии сыворотки готовятся в Казаули с ядом змей, добываемым в Институте Гафкина в Бомбее (Haffkine Institute); в Сиаме —в Пастеровском институте в Бангкоке, в Бразилии—в Бутантаиском серотерапевтическом институте в Сан-Паоло; в Соединенных Штатах Америки — в Институте противоядий — Antivenom Institute (Glenolden — Пенсильвания); в Африке—в Port Elisabeth — и в некоторых других местах.
Эффективность специфически противозмеиной серотерапии несомненна, о чем свидетельствуют следующие статистические данные: из 1959 человек, укушенных на протяжении 20 лет ядовитыми змеями и находившихся да излечении в Бутантаиском институте в Сан-Паоло (Бразилия), умерло 1,5%.
Смертность от ядов различных змей различна; на круг считается, что погибают 25% укушенных, не подвергавшихся лечению. Из леченных сыворотками в Соединенных Штатах Америки погибло 2,5%, а нелеченных 9% (Crimius). В Северной Америке в различных местах материка ежегодно наблюдалось около ЗООО случаев укушении ядовитыми змеями со смертностью в 10 — 35%; после же введения в практику серотерапии число смертных случаев сильно уменьшилось.
В СССР единственный более или менее значительный опыт приготовления противозмеиных сывороток был произведен в Ташкенте, в Узбекистанском институте экспериментальной ■медицины (М. Максианович).
Для иммунизирования лошадей брались яды змей, обработанные в тепле в разные сроки прибавлением к 1— 4-проц. раствору яда 0,5—1-проц. формалина. Происходила детокси-кация ядов, но с сохранением их антигенных свойств (антитоксины).
Приготовлены моновалентные сыворотки: антикобра, антигюрза, антиэфа, антищитомордник, бивалентная антивипери-новая сыворотка против укусов гюрзы и эфы и поливалентная сыворотка против ядов гюрзы, эфы и кобры.
В одном случае противозмеиная сыворотка антигюрза была с положительным результатом применена для лечения отравления от укуса гюрзой, случившегося в змеином питомнике в Ташкенте.

1 комментарий:

  1. "Наложение лигатуры особенно важно при укушении различными гадюками (гюрза, зфа, степная гадюками др.). Так как яд гадюк богат фибрин-ферментом и тромбазой, то при временном прекращении венозного и поверхностного артериального кровообращения в связи с наложением лигатуры образуются тромбы, значительно уменьшающие всасывание яда в общий круг кровообращения."
    Вот так пустяковый укус гадюки превращают в тяжёлую болезнь, чреватую потерей конечности.
    Чтоб тебя так лечили, по твоим вредительским советам, дорогой автор!
    А.Затока, зоотоксиколог

    ОтветитьУдалить