пятница, 29 октября 2010 г.

Пауки являются вообще ядовитыми животными

Пауки являются вообще ядовитыми животными, так как с их верхними челюстями соединяются протоки двух трубчатых ядовитых желез. Железы эти обычно лежат в головогруди паука; Тонкий выводной проток каждой железы открывается у вершины острого подвижного когти, которым оканчивается верхняя челюсть соответствующей стороны тела. Когтями челюстей паук схватывает добычу, прокалывает ее покровы и впрыскивает внутрь ее тела яд. Выделяется яд чрезвычайно сильно складчатым эпителием железы; снаружи железа одета мощной мышечной оболочкой, при сокращении КОТОрОН Ядовитый яд с силой выталкивается из железы, как аппарат паука, из сжимаемой спринцовки.
Пауки являются общеизвестными членистоногими благодаря обилию их в природе и вследствие того, что некоторые виды их живут в непосредственной близости человека, перейдя на положение синантропов.
Тело паука состоит из головогруди, покрытой сверху сплошным панцырным щитком и несущей снизу четыре пары ходильных ног. Спереди головогрудь имеет пару когтевндных верхних челюстей (хелицеры) и пару ногощупалец (педипаль-иы) с расчлененным щупальцем. Усиков, свойственных насекомым, пауки лишены.
С головогрудью подвижно соединено округлое или удлиненное, иногда угловатое или иной формы, брюшко, одетое у большинства пауков нерасчлененным мягким хитиновым покровом, В заднем отделе брюшко несет придатки в виде паутинных бородавок.
Величина взрослых пауков варнирует, в зависимости от принадлежности их к тому или к другому виду, от нескольких миллиметров до 3—4 см (в СССР) длины (тарантул).
В домах часты Chiracanthium nutrix, Tegenaria domestica, совершенно безопасные для человека.
Население вообще испытывает гадливое чувство к паукам, переходящее часто в боязнь. Это боязнь оправдывается по -существу лишь по отношению к одному виду — кара-курту, так как крупнейший паук нашей фауны — тарантул — не представляет практически опасности для человека.
Имеются подозрения, что некоторые виды пауков и нашей фауны могут производить болезненные укусы человека.
Крайне важно собирать все соответствующие сведения о случаях укусов, их течении, исходе, равно как сохранять и самих виновников, если таковые попадутся в руки. Консервировать пауков следует в 70-проц. спирте.
самки кара-курта около 1 см длины; брюшко почци правильно шарообразное, плотное, бархатисто-черное, с красноватыми или беловатыми пятнами, вариирующими по
Самцы кара-курта раза в 3—4 короне самок; имеют удлиненное брюшко, по ширине почти равное головогруди и украшенное рядами красных пятен с белой отороч-ги у сапедипальп имеют сильно развитое вздутие.Живет кара-курт в глинистых, солонце-вых или глинисто-песчаных степях, заросших полынью, на пустошах, целине, пахотных полях и др. На юге Таджикистана он встречается по берегам арыков, в некотором отдалении от русла.
В Таджикистане же кара-курт поселяется также в уборных, устраивая гнездо в углах у пола. Интересно, что в Кировабаде (б. Сарай-Камар) кара-курт жил в уборной больницы, расположенной в глубине города. Пол уборной обильно обрабатывался гашеной известью, куски которой этот паук захватывал паутиной своего гнезда. Там же кара-курт забрался в уборную, которая только что была переставлена накануне на новое место — на берегу реки Пянджа на обрыве,—над свеже вырытой ямой.
Напомним, что некоторые виды кара-куртов, как правило*, обитают в уборных; например Lathrodectes hasseltii в Австралии часто держится под сиденьем клозетов; Lathrodectes mactans в США более чем в 80% из 150 наблюдавшихся случаев кусал мужчин — и большею частью в гениталии — во время сиденья на очке в отхожем месте.
Самка устраивает гнездо или свободно на поверхности земли у основания стеблей травы, или же в углублениях почвы ив брошенных норах.
Кара-курт питается различными насекомыми, в том числе и другими пауками, ЯДОВИТЫМИ нарывниковыми жуками, тарантулами, скорпионами, фалангами, мелкими ящерицами и др.

В гнезде живет только самка кара-курта. Она откладывает яйца в плотно сплетенные паутиновые коконы шарообразной формы, величиною сантиметра полтора. В гнезде бывает несколько коконов желтовато-белого цвета; они подвешиваются на паутиновых нитях.
Жизненный цикл кара-курта довольно сложен. По наблюдениям в Северном Узбекистане, (Мариковский) кара-курт в стадии паучат зимует в коконе.' В апреле паучата первого возраста выходят наружу, выпускают длинную паутиновую нить и с ветром отрываются от материнского гнезда, где они некоторое время жили вместе на обшей паутине. Путем по-лета по воздуху паучки расселяются по территории. Приземлившиеся паучки живут оседло. Проходя последовательно восемь возрастов, определяемых числом линек, к июню они достигают половозрелого состояния. В-предполовой и половозрелой стадии самка меняет места обитания и к концу этого периода миграции оседает на временно сотканных тенетах. Здесь кэра-курты копулируют, после чего оплодотворенные самки снова мигрируют и, осев в подходящем месте, строят гнезда, где и откладывают яйца, одевая каждую партию их плотным коконом. Оплодотворение самок и гибель после копуляции самцов приходится на июнь и на первую декаду июля. Вторая миграция самок падает на июль; постройка окончательного гнезда и откладка яиц наблюдаются в июле, августе и сентябре. В это же время под оболочкой кокона происходит эмбриональное развитие и вылупление паучков, которые остаются в коконе на зимовку (октябрь—март). Самки погибают после откладки яиц и покрытия их'коконом.
Самцы ,кара-курта до достижения половозрелости живут самостоятельно. В половозрелом состоянии они разыскивают самок и ничем не питаются. К началу второй миграции самок в природе самцов кара-курта уже нет: они или были съедены самками после копуляции, или погибли позднее естественной смертью.
Кара-курт весьма плодовит и в некоторые годы в изобилии встречается в природе; например, на каждом квадратном метре степи можно найти несколько пауков этого вида.
Случаи укуса кара-куртом человека имеют некоторую сезонность. Можно отметить две волны учащения случаев укусов, падающие на май-июнь и на середину июля. Это объясняется, повидимому, двумя сезонами миграции самок, которые при своем передвижении имеют больше шансов на контакт с человеком. Случаи отравлений прекращаются ко времени гибели и исчезновения в природе уже осуществивших функцию размножения самок кара-курта. Самцы обладают слабой ядовитостью (в 160 раз более слабой, чем токсичность половозрелых самок) и человека никогда не трогают.
Из всех семи возрастов кара-курта наиболее ядовиты самки последнего возраста; взрослая самка в шесть раз ядовитее самки седьмого возраста; но во второй период своей жизни(именно во время второй миграции) взрослая самка теряет половину своей ядовитости (по опытам Мариковского).
Кара-курт может кусать человека во время сбора сухой травы в степи, при собирании сена и сжатого хлеба, при случайном соприкосновении и ночью во время сна, В районе Кировабада, например, были отмечены в 1932 г. следующие случаи укуса кара-куртом людей: в поле ночью, во время сна.—в область левой лопатки (13 мая); утром на сенокосе™ в левую часть шеи (30 мая); в поле в 5 часов утра — под левый сосок (31 мая); в поле— в правое плечо (1 июня); на земле, возле кибитки, 'ночью —в верхнюю треть левого плеча (13 июня); иа земле, возле дувала, ночью —под левую лопатку (13 июня); даже в чайхане, утром, во время сна — в поясницу (13 июня). Кара-курт может быть занесен с сеном в жилище.
На человека кара-курт никогда сам не нападает.



Комментариев нет:

Отправить комментарий