вторник, 26 октября 2010 г.

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯДОВ ЗМЕЙ

Из литературы известно, что яды змей содержат токсаль-бумины (белки) и ряд ферментов (протеолитический, фибрин-фермент, диастатический, липолитический, цитолитический и др.); в яде кобры, кроме того, найдено белковоподобное вещество офиотоксин или нейротоксин.
По преимущественному фармакологическому действию яды эфы, щитомордника, гюрзы и гадюки относятся к так называемым „кровяным ядам". Яд кобры имеет преимущественное влияние на нервную систему (центральную и периферическую).
Однако у ядов всех этих змей есть ряд сходных свойств, различающихся, главным образом, в количественном отношении.

Действие ядов распадается на:1) местное и 2) резорбтивное.
Местное действие проявляется вскоре после подкожной инъекции (или на месте укуса змей) и является более или менее распространенным в глубину и вширь. Оно более выражено при кровяных ядах, чем при яде кобры. Местные явления состоят в сильных болях, отечности, гиперемии и гемор-рагиях; иногда отмечаются некрозы. Геморрагии и отек охватывают внутренние органы, ближайшие к месту введения.
Резорбтнвпое действие касается по преимуществу центральной нервной системы (яд кобры), периферического двигательного аппарата (курареподобное действие яда кобры) и цир-куляторкого аппарата (сердце, сосуды, кровяное давление и кровь).
Влияние па центральные приборы заметно при общем действии у животных и выражается в постепенном развитии депрессии, в неподвижности, боковом положении, нарастающем угнетении дыхания и смерти от паралича дыхательного аппарата. При действии яда кобры бросается в глаза аналгезия ко всякого рода болевым раздражениям.
Особенно чувствительным к ядам оказывается дыхательный центр: дыхательные движения становятся слабыми, менее глубокими, затем поверхностными и аритмичными. Однако при быстром внутривенном введении яда кобры и степной гадюки нами обнаружена начальная остановка, последующее бурное возбуждение (наподобие лобелина) и затем уже вторичная депрессия. В этой последней принимает участие курареподоб-ный парез и паралич дыхательной мускулатуры, в частности диафрагмы.
Сердце переживает остановку дыхания, однако и оно подвергается влиянию ядов: сердечные сокращения ослабевают, становятся реже в силу поражения мышцы и нервного аппарата, главным образом симпатического.
Яд кобры отличается тем, что в малых дозах стимулирует сердечную деятельность наподобие адреналина и усиливает действие последнего.
Поражение сердца является одной из причин понижения давления крови, но главные причины его лежат в парезе всех сосудов и в угнетении сосудистого центра в продолговатом мозгу. Кровь скапливается в органах брюшной полости, особенно в печени. Компенсаторного перераспределения крови из-за слабости мышцы сердца и пареза рефлекторных сосудистых аппаратов не происходит.
Ни один из исследованных ядов не дает начального повышения кровяного давления. Лишь во время асфиксии оно несколько повышается с тем, чтобы затем вновь упасть — и уже необратимо.
Депрессивное влияние на циркулярный аппарат присуще, главным образом, кровяным ядам.
На кровь яды змей действуют в двух направлениях: 1) и а форменные элементы и 2) на некоторые общие свойства; это имеет место как в опытах ' с кровью in vitro, так и in vivo.
Наличие в ядах змей геморрагина и цитолизина вызывает разрушение сосудистого эндотелия и выход жидкой части крови в окружающие ткани. Особенно ярко это действие проявляется при местной аппликации; оно напоминает влияние таких протоплазматических веществ, как сапонины, фосфор и др. Разрушение эритроцитов этими ферментами дает гемолиз, поэтому при резорбтивиом действии имеется уменьшение числа красных кровяных телец. Цитолизины разрушают также лейкоцитов. Цитолитичсекое действие па дыхательный и сосудистый центры приводит к их параличу. От пего страдают почки и желудочно-кишечный'канал — главные пути выделения ядов змей из организма животных и человека.
В отношении действия их на свертываемость крови яды можно разделить на две группы: 1) коагулирующие и к2) тормозящие коагуляцию. К первой группе относятся кровяные яды, за исключением яда щитомордника; последний, наравне с ядом кобры, относится ко второй группе.
В яде кобры мы обнаружили наличие фермента холинэсте-разы, которая разрушает ацетилхолин — химический медиатор парасимпатической и ганглионарной систем. Возможно, что от этого свойства зависят симпатомиметические особенности яда кобры.
Действие ядов змей на кишечник и матку (беременную и небеременную) выражается в сильной стимуляции сокращений и повышении тонуса. Большие дозы парализуют и мускулатуру и нервный прибор этих органов. В этом отношении особенно выделяется яд щитомордника.
Токсичность изученных нами ядов почти не отличается от токсичности ядов 'змей фауны других стран .

Комментариев нет:

Отправить комментарий